Промышленный лизинг
Методички
где 1,4; 1,06; 1,2 - коэффициенты, учитывающие отношение черного веса к чистому. Вес наплавленного металла - 200 кГ. Определяем стоимость материалов. Доска сосновая обрезная 1,2-25 = 30 руб., где 25 - стоимость 1 досок в руб. Бетон 8,12-13 = 105,5 руб., где 13 - стоимость 1 бетона в руб. Поковки 1,54-100,2 = 154,3 руб., где 100,2 - стоимость 1 т поковок в руб. Лист стальной 3,9-56,1 = 218,8 руб., где 56,1 - стоимость 1 т листа в руб. Арматурная сталь 0,48-54,5 = 26 руб., где 54,5 - стоимость 1 т арматурной стали в руб. Наплавленный металл 200 X 0,69 = 138 руб., где 0,69 - стоимость 1 кГ наплавленного металла. Из опыта изготовления железобетонных станин установлено, что трудсем-кость изготовления одной тонны железобетонной станины равна 9,2 ч (23,1 ч1м) без учета трудоемкости изготовления металлических закладных частей. Трудоемкость изготовления железобетонной станины в нашем примере равна 23,8-9,2 = 219 ч. Трудоемкость изготовления опалубки - 40,4 норомочаса. В расчет принимаем 40,4 : 4 = 10,1 нормочаса, где 4 - число раз использования опалубки. Зарплата рабочих, занятых изготовлением железобетонной станины, равна 219-0,425 = 93 руб., где 0,425 - тарифная ставка среднего разряда работы. Переменная часть накладных расходов цеха сборного железобетона 196%, или 182 руб. Зарплата рабочих, занятых изготовлением опалубки 10,1-0,425= 42,9 т)уб. Переменная часть накладных расходов 196%, или 84,0 руб. Трудоемкость изготовления закладных частей равна 206 нормочасасам. Зарплата рабочих, занятых изготовлением металлических закладных частей, 206-0,425 = 87,5 руб. Переменная часть накладных расходов механического цеха составляет 170%, или 148,8 руб. Отходы при изготовлении металлических закладных частей составляют 0,82 т и стоят 0,82-10,2 = 8,36 руб., где 10,2 - стоимость в руб. 1 т отходов металла. Трудоемкость механической обработки железобетонной станины равна 154 нормочасам. Зарплата рабочих, занятых механической обработкой, составляет 154-0,474 = 73 руб., где 0,474 - тарифная ставка среднего разряда работы. Переменная часть накладных расходов механического цеха 170%, или 124 руб. Отходы металла при механической обработке 1,47-10,2= 15 руб. Таким образом, цеховая себестоимость железобетонной станины равна (30 + 106 + 154 + 219 + 26 + 138) - 8,36 + (93 + 182 + 42,9 + + 84 + 87,5 + 148,8) + (73 + 124) - 15 = 1484,9 руб. Определяем цеховую себестоимость чугунной станины. Исходные данные: материал - чугун СЧ 21-40, жидкий вес чугуна, заливаемого в форму, - 20,5 т, вес отливки - 19,3 т, вес станины- 15,6 т. Расчет приведен в табл. 21. Цеховая себестоимость чугунной станины на 1317 руб. больше стоимости железобетонной станины, т. е. снижение стоимости станины составляет 47%. * * Учитывая новшество работ, трудоемкость механической обработки железобетонной станины увеличена на 31 нормочас по сравнению с трудоемкостью мед-иической обработки чугунной станинЫг J9P Таблица 21 Расчет себестоимости чугунной станины
Большую часть себестоимости составляет стоимость металлических закладных частей, на их долю приходится до 60% стоимости железобетонной детали. С другой стороны, трудоемкость изготовления закладных частей составляет примерно до 30% трудоемкости металлической детали и 25% ее металлоемкости. Снижение себестоимости железобетонных деталей по сравнению с себестоимостью металлических деталей происходит в основном за счет снижения их металлоемкости. Анализ себестоимости ряда железобетонных деталей машин показывает, что она составляет примерно 0,25-0,4 себестоимости металлических деталей: С.9 = (0,250,4) С.„ где Сда.. д и С„,д - себестоимость соответственно железобетонной и металлической деталей. Коэффициент 0,25 берется для желе- зобетонных деталей, изготавливающихся небольЩими сериями; 0,4 - для деталей индивидуального производства. Размер условно-годовой экономии будет равен разности затрат, отнесенных на изготовление металлической и железобетонной деталей. Экономический эффект определяется по формуле 3 = (Ci - Сг) V, где Ci - затраты, отнесенные на изготовление металлической детали; Са - затраты, отнесенные на изготовление железобетонной детали; V - годовая программа выпуска машин с железобетонными деталями. Пример. Годовая программа выпуска станков с железобетонными станинами в приведенном- выше примере составляет 10 шт. Тогда Cj = 2801,9; Са = = 1484,9 руб.; V = 10 шт. Экономический эффект от внедрения железобетона в станинах станков составляет Э = (2801,9 - 1484,9) 10 = 1317,0 руб. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА В МАШИНОСТРОЕНИИ Организация серийного производства требует максимальной унификации и нормализации размеров и отдельных элементов деталей. Особенно это относится к металлическим закладным частям как более трудоемким и металлоемким элементам железобетонных даталей машин. Применение унификации и типизации позволит сократить сроки проектирования и изготовления, а также улучшить качество деталей. Для уменьшения трудоемкости монтажных работ большое значение имеет применение точных стендов, которые позволят снизить припуск на механообработку после бетонирования, а в некоторых случаях вообще отказаться от финишной обработки железобетонных деталей. Железобетон с успехом можно применять при модернизации старого оборудования и проектировании нового. В последнем случае применение железобетона является новым этапом, характеризующимся большими возможностями по максимальному использованию свойств железобетона как нового конструкционного материала. Использование железобетона при новом проектировании значительно расширяет область его применения в машиностроении. По неполным данным, в станкостроении разработана технологическая документации на 80 типоразмеров тяжелых металлорежущих станков специального назначения с применением железобетона. В прессостроении разработана техническая документация на 20 типоразмеров прессов и гидравлических машин специального 192 назначения. Кроме того, разработаны технические прёдлбжейИй по применению железобетона по гамме прессов, выпускаемых заводами нашей страны. В прокатостроении разработано пять типов рабочих клетей для прокатных станов и выявлена возможность перевода на железобетон ряда металлоемких вспомогательных деталей транспортных и опорных конструкций. Для определения объемов производства железобетонных деталей машин, а также установления перспективы применения железобетона в машиностроении рядом научно-исследовательских институтов проводятся работы по созданию номенклатуры деталей машин и станков, выпускаемых машиностроительными и станкостроительными заводами страны, которые технически возможно и экономически целесообразно изготовлять из железобетона. При этом определяется возможная экономия металла и общая экономическая эффективность от применения железобетона В деталях машин (табл. 22). Таблица 22 Экономическая эффективность применения железобетона на некоторых машиностроительных заводах
Наиболее эффективно применение железобетона в технологической оснастке. Большие перспективы имеет применение жароупорного бетона в металлургической промышленности. Изготовление из железобетона одних только изложниц дает экономию в десятки тысяч тонн металла и снижает их стоимость на миллионы рублей в год [14 ]. В настоящее время внедряются новые процессы объемной штамповки, использующие импульсные нагрузки, т. е. штамповка взрывом, которая осущёствляётсй в специальных матрицах. Изгото* вление матриц из стального литья встречает большие затруднения, особенно в части обработки внутренней поверхности штампуемого изделия. Разработаны и испытаны конструкции железобетонных: матриц, дающих высокое качество штампуемых изделий. Изготовление железобетонных деталей машин может производиться по трем схемам. По первой схеме производство железобетонных деталей машин организуется на машиностроительном заводе, без участия строительных организаций. В этом случае на заводе организуется участок по производству железобетонных деталей. Закладные части изготавливаются в механических цехах, деревянные формы - в ремонтно-строительном цехе завода. Для изготовления арматурного каркаса выделяется специальное помещение. Для бетонирования и пропаривания отформованных деталей на участке предусматриваются пропарочные камеры и небольшой бетонный узел со складом заполнителей и цемента. Технологический процесс изготовления строится таким образом, что весь производственный цикл выполняется машиностроительным заводом. Вторая схема организации производства в отличие от предыдущей позволяет применять специальное оборудование при изготовлении арматурных каркасов, а также передовые методы труда строителей и производственный опыт машиностроителей, привлекать к решению технических вопросов высококвалифицированных специалистов-строителей. Иными словами, железобетонные детали машин в этом случае производятся на уровне последних достижений науки и техники строительной индустрии. Трудоемкость изготовления железобетонных деталей машин получается на 30-40% ниже трудоемкости металлических деталей, а цикл их изготовления сокращается в несколько раз. Такая схема организации производства железобетонных деталей машин нашла быстрое применение. Достаточно сказать, что большинство железобетонных деталей изготовляется машиностроительными заводами и заводами сборного железобетона. Существенным недостатком является то, что заводы сборного железобетона зачастую оснащены маломощными подъемно-транспортными средствами, не позволяющими производить железобетонные детали весом в 15-20 т. Третья схема организации производства предполагает наличие специализированной базы. Такие базы должны располагать це-хамипо производству металлических закладных частей, арматурных каркасов и форм, а также цехами железобетонных конструкций. При этом машиностроительные заводы, являющиеся заказчиками, осуществляют механическую обработку железобетонных деталей и сборку машин. Оснащение баз механическими цехами 194 освободит машиностроительные заводы от обработки железобетонных деталей и позволит им иметь дополнительные резервы производства. Такая схема организации производства позволяет организовать плановый выпуск железобетонных деталей машин, применять унифицированные узлы и типовую технологическую оснастку и, наконец, наладить серийное, а в ряде случаев и поточное производство. В Краматорске для изготовления железобетонных детален машин используется цех сборного железобетона НКМЗ, производственная мощность которого составляет 10-12 тыс. в год. Освоение этой базы намечено провести в три этапа. На первом этапе будет произведено 4500 jи на втором - 8000 и на третьем 10 000-12 000-л«з в год. На Коломенском заводе тяжелого станкостроения в 1965 г. вступила в строй производственная база по изготовлению железобетонных деталей машин и станков мощностью в 10 ООО jh железобетона в год (вес деталей от 15 до 200 т). База состоит из заготовительного отделения и отделения сборки и сварки. Кроме того, база снабжена самостоятельным бетонным узлом, исследовательской лабораторией и мастерскими. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [ 30 ] 31 32 33 |