Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

0 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

целесообразно толщину металлической части назначать равной длине резьбы, а выход сверла в бетон предупреждать постановкой платика или деревянного бруска (рис. 23, б).

При заданных координатах в местах отверстий заранее предусматривают бобышки или металлические стаканы, размеры которых назначают с некоторым запасом, компенсирующим возможные отклонения при сверлении отверстий. Если координаты отверстий не заданы и они выполняются при сборке, возможные отклонения в положении отверстий учитывают платиком больших размеров или желобом (рис. 23, в).


VI?...".;.."Д

nHiii.in.Mijj)


i:a : t i;----Рис. 23. Виды отверстий в железобетонных деталях

При замене материалов, например чугуна на сталь, необходимо производить перерасчет длины резьбы, чтобы обеспечить прочность и надежность соединения при минимальных длинах резьбы.

Конструирование масЛяных ванн в железобетонных деталях. Масляные ванны многих машин размещены непосредственно в ба-=зовой детали, например в рамах рольганга с групповым приводом или станинах тяжелых токарных станков. Совмещение масляных ванн с базовой деталью делает машину компактной. Масло неблагоприятно действует на бетон, поэтому конструктор должен принят меры по его защите.

На рис. 24, а показан пример конструктивного решения масляной ванны в металлической детали.

При железобетонном исполнении базовых деталей масляную ванну выполняют ввиде сварного бака, который размещается внутри конструкции (рис. 24, в).

Хомуты и рабочие стержни каркаса можно приваривать непосредственно к баку. Такое размещение маслобаков значительно усложняет монтаж каркаса в опалубке и бетонирование конструкции (при значительных размерах бака приходится смещать и разрезать рабочие стержни, из-за чего образуются труднодоступные места). 52

Другим вариантом является выНесёййе масляного бака за пределы конструкции. В этом случае в железобетонной детали предусматривается маслосборник и сливная труба (рис. 24, б). Маслонасос с фильтром монтируют непосредственно на крышке бака. В железобетонной станине предусматривается маслосборник, совмещенный со сварной передней плитой и сливной трубой, выходящей наружу, которая соединена с баком.

Вариант размещения масляной ванны выбирают исходя из конструкции железобетонной детали и ее габаритных размеров.


. \-

Рис. 24. Конструктивное решение масляных ваин в металлических и железобетонных деталях машин

Стыковка железобетонных деталей. В зависимости от габарита и веса железобетонные детали выполняются монолитными или сбор но-монолитными.

В первом случае бетонируют одновременно всю деталь в единой опалубке.

Во втором случае деталь разбивают на отдельные элементы, которые изготовляют заранее и собирают на монтажной площадке.

Такое членение железобетонных и металлических деталей вызвано технологическими возможностями заводов-изготовителей, которые не в состоянии отлить или забетонировать крупногабаритные конструкции. Например, станины станков длиной до 25 м изготовляют по секциям.

Кроме технологических, часто встречаются конструктивные стыки. Например, стыкуют стойки и поперечину карусельного станка, станину к шпиндельной бабке некоторых специальных станков, станину и траверсу листоправйльиых машин.

Основным требованием, предъявляемым к стыку, является жесткость, которая должна быть не менее жесткости стыкуемых элементов. В таком случае деталь рассматривают как монолитную конструкцию.



Технологические и конструктивные стыки металлических деталей осуществляются тщательной пригонкой стыкуемых торцев, затяжкой болтами и фиксацией штифтами или шпонками. Торцы фрезеруют чисто, а затем шабрят. Шабровкой добиваются прилегания плоскостей. Качество стыковки тщательно контролируют, так как от этого зависит жесткость стыка. В зазоры стыков секций станин, например, не должен проходить щуп 0,05 мм на глубину более 25 мм. На рис. 25, а показан стык чугунных станин.


Рис. 25. Стыковка металлических и железобетонных деталей машин и способы соединения стыковочной плиты с направляющими

Стыки железобетонных деталей по конструкции аналогичны металлическим (рис. 25, б). Торцовая стенка стыкуемого элемента снабжается металлической плитой соответствующей толщины, которая прочно соединяется с бетоном. Толщина чугунной плиты назначается в пределах 30-50 мм, а остальной - 20-30 мм.

На рис. 25, в показаны способы соединения металлической торцовой плиты с направляющими.

Транспортировочные устройства. Для транспортирования и кантования железобетонных деталей предусматривают специальные устройства. Наиболее распространенным является труба, размещенная в массиве бетона и соединенная с ним с помощью анкерных стержней. Трубы применяют в деталях весом до 20 т и выше. Диаметр труб выбирают в пределах 80-120 мм (рис. 26, а). Для транспортирования деталей весом до 5 m на ней предусматривают рымные болты и пуговицы, заанкеренные в бетоне (рис. 26, б). Вместо рымных болтов и пуговиц можно использовать крюки (рис. 26, в). 54

Кроме перечисленных выше транспортировочных устройств, можно применять монтажные петли из стальной горячекатаной гладкой арматуры Ст. 3 (рис. 26, г). Монтажные петли применяют в деталях, не подвергающихся каитовке в процессе обработки и монтажа.

Направляющие движения. Многие базовые детали снабжены направляющими движения (станины листоправйльных машин, станины металлорежущих станков, прессы, станины дисковых -ножниц).


Рис. 26. Транспортировочные устройства в железобетонных деталях машин

Направляющие являются наиболее ответственной частью конструкций. Они выполняют роль базовых поверхностей, по которым перемещаются узлы машин.

Основным требованием, предъявляемым к направляющим, является износостойкость и твердость. Термическая обработка направляющих значительно повышает износостойкость, а применение стальных закаленных направляющих взамен чугунных увеличивает их стойкость к износу примерно в 5-10 раз. Колебания твердости направляющей составляют НВ от 25 до 35 ед. в зависимости от их длины.

Практика проектирования и изготовления железобетонных деталей машин и станков дала ряд конструктивных решений направляющих. Так, направляющие в продольно-строгальном станке модели 7288С с базовыми деталями из железобетона выполнены в виде стальных сварных коробок с привертными калеными планками. Однако опыт изготовления показал нецелесообразность



применения каленых планок из-за сложности их изготовления и трудоемкости последующей механообработки.

В железобетонной станине тяжелого токарного станка модели 1660 применены литые чугунные направляющие, а в железобетонных станинах глубокосверлильных станков Краматорского завода тяжелых станков - сварные направляющие.

При выборе материала направляющих и способа их изготовления необходимо учитывать, что сварные направляющие менее металлоемки, нежели литые чугунные, но обходятся дороже при изготовлении.

Для осуществления анкеровки чугунных направляющих в чугуне должны быть заделаны стальные элементы. Опыты, проведенные НИИПТМАШ, показали, что ими могут быть фасонный прокат или стальные стержни. Следует указать, что заливка фасонного проката, уголков, швеллеров и т. д. сопряжена с рядом технологических трудностей (трудоемкая очистка проката от ржавчины, значительная его деформация при остывании отливки). Стальные стержни, предназначенные для заливки в чугун, должны содержать не более 0,3% углерода. Более высокое содержание углерода в стали снижает прочностные свойства анкеров ввиду науглероживания граничного слоя залитой части, в то время как в остальной части стержня процентное содержание углерода не изменяется.

Таблица 7

Выбор размеров литых направляющих железобетонных деталей машин


Размеры в мм

До 12 14 16 18 20

18 21 24 27 30

12 14

16 18 20

10 12 14 16

21 22 23 24 25

100 140 160 180 200

40 45 54 60 65

60 70 80 90 100

35 40 45 50 55

Назначаются конструктивно

Основные размеры литых направляющих можно выбрать НО табл. 7. Размеры даны в зависимости от диаметра заливаемых в чугун стержней.

Стальные направляющие изготавливают из листового проката. Следует стремиться к уменьшению числа свариваемых элементов, чтобы уменьшить объем сварочных работ, а следовательно, и деформации, возникающие при сварке.

Армирование элементов и узлов. Арматурный каркас железобетонных деталей представляет собой пространственную конструкцию, состоящую из арматурных стержней, соединенных сваркой или с помощью вязальной проволоки, и металлических закладных частей, которые являются его жесткими звеньями.

Арматурный каркас может быть образован как отдельными стержнями, так и плоскими каркасами или сетками.

Металлические закладные части (направляющие, плиты) в той или иной степени влияют на формирование арматурного каркаса. Например, при армировании балок, снабженных металлическими направляющими, поперечные стержни приваривают к направляющим и рабочим продольным стержням. Таким образом, получается замкнутый арматурный каркас. При высоте поперечных стержней более 300 мм ставят дополнительные монтажные стержни. Если направляющих нет, то балки армируют по принятым правилам [37].

В местах сопряжения продольных балок с поперечными балками или плитами (в вутах) ставят наклонные стержни, воспринимающие растягивающие напряжения.

Кроме перечисленных выше стержней, в каркас входят анкерные стержни (коротыши), привариваемые к металлическим закладным частям.

Железобетонные детали машин типа плит армируют плоскими каркасами (сетками), соединяемыми в пространственный каркас отдельными монтажными стержнями.

В качестве арматуры применяют арматурную сталь класса А-I, А-И, А-И1. Диаметры рабочих стержней определяют расчетом. Однако следует указать, что большое количество арматуры в железобетонных деталях ставят конструктивно с учетом особых требований, предъявляемых к детали при изготовлении и эксплуатации.

При армировании железобетонных деталей следует стремиться к тому, чтобы количество применяемых в одной конструкции типов и диаметров арматуры было минимальным.

Чтобы предохранить стальные стержни от коррозии и действия вредных сред, их размещают в массе бетона с образованием защитного слоя, величина которого зависит от диаметра стержней, условий эксплуатации и других факторов.

Величина защитного слоя указывается в соответствующих руководящих материалах [37]. Например, для плит величина защитного слоя принимается не менее 10 мм, для балок при



0 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33