![]() |
![]() |
![]() |
Промышленный лизинг
Методички
высоте до 300 мм толщина защитного слоя бетона такая же, как у плит; в балках при высоте более 300 мм при диаметре арматуры до 20 мм - не менее 20 мм, при диаметре арматуры более 20 мм - не менее 25 мм, более 35 мм - не менее 30 мм. Если в качестве арматуры используют фасонный прокат, то толщина защитного слоя принимается равной 50 мм. В балках с предварительно напряженной арматурой, натягиваемой на упоры, толщину защитного слоя бетона для рабочей арматуры при диаметре более 32 мм рекомендуется принимать, не менее величины диаметра арматуры. Хомуты и поперечные стержни должны отстоять от поверхности бетона не менее чем на 15 мм. При систематических воздействиях агрессивных сред толщина защитного слоя должна быть увеличена минимум на 10 мм. В балках концы стержней продольной арматуры должны отстоять от наружной поверхности бетона не более чем на 10 мм, в плитах - не более чем на 5 мм. Концы напрягаемой арматуры, а также анкеры должны быть защищены слоем раствора или бетона толщиной не менее 5 мм. При проектировании железобетонных деталей машин должны задаваться расстояния между стержнями и пучками арматуры, согласно указаниям СН и П. Так, расстояния в свету между отдельными продольными стержнями арматуры, а также между стержнями соседних плоских сварных каркасов не должны быть меньше диаметра стержней, если они при бетонировании занимают горизонтальное или наклонное положение, и не менее 50 мм, если стержни занимают вертикальное положение. Расстояние в свету между стержнями периодического профиля принимается без учета выступов и ребер стержней. Расстояние между хомутами при армировании сварными каркасами должно быть не более 20d, где d - диаметр продольной арматуры, или не более 500 мм. В железобетонных деталях, работающих на кручение с изгибом, хомуты должны быть замкнутыми. Как показывает опыт проектирования и изготовления железобетонных деталей, арматурный каркас следует проектировать из отдельных элементов. Например, целесообразно металлические опорные узлы объединять с рабочими продольными и поперечными стержнями, образовав плоский арматурный каркас. Это позволяет применять унифицированные каркасы. Металлическая облицовка анкерится в бетоне отдельными П-образными стержнями, расположенными в шахматном порядке на ее внутренней поверхности (рис. 27, а). Для обеспечения хорошей анкеровки расстояние между стержнями должно быть не более 206, где б - толщина стального листа. 58 Транспортировочные узлы (трубы, втулки) анкерятся стержнями и сетками (рис. 27, б). Анкеровка опорных узлов в бетоне осуществляется отдельными стержнями, как показано на рис. 28, а. ![]() ![]() Рис. 27. Анкеровка металлических закладных частей Пустоты надлежит размещать так, чтобы обеспечить прямолинейность рабочих стержней, не допуская пересечения каркаса балок (рис. 28, б). В:± Конструирование базовых деталей из железобетона требует решения вопросов защиты открытых бетонных поверхностей от агрессивного воздействия масел и эмульсий. Дл яэтого применяют: облицовку тонким металлическим листом, лакокрасочные покрытия, покрытия пластмассами, наклейку защитных пленок и металлизацию поверхностей. Выбор метода защиты обусловлен техническими и экономическими соображениями. На основании исследований, проведенных авторами в НИИПТМАШе, для защиты бетонных поверхностей железобетонных деталей машин рекомендуется применять следующие лакокрасочные покрытия: а) фенолформальдегидный грунт Рис. 28. Анкеровка узлов железобетонных деталей 1111111 ФЛ-ОЗ-К (ГОСТ 9109-59) - два слоя, нитроцеллюлозная шпатлевка АШ-30, эпоксидно-нитроцеллюлозная эмаль ЭП-51 - два слоя; б) химически стойкий лак ХСЛ (ГОСТ 7313-55) с 20% наполнителя (портландцемент марки 500-600) - два слоя; перхлор-виниловая шпатлевка ПХВШ-23, нитроглифталевая эмаль НКО-23 (ГОСТ 6631-53) - два слоя; нитроэмаль № 925 - два слоя. На чертежах указывают технические условия на устройство защитных покрытий для бетонных поверхностей железобетонных деталей. При покрытии тонким листом облицовку и ее анкеровку дают в рабочих чертежах. ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННОГО ЖЕЛЕЗОБЕТОНА При проектировании железобетонных конструкций машин применяется одноосное, двухосное и трехосное напряжение. В настоящее время широко применяют непрерывное наматывание высокопрочной проволоки на бетон детали. Этот способ успешно применен для армирования станин прессов различной мощности, причем как монолитных, так и сборных железобетонных конструкций машин. Например, станина пресса ТЖ-600 усилием 600 т, сконструированная сотрудниками НИИЖБа и ВНИИМЕТМАШа, состоит из железобетонных элементов: верхнего и нижнего ригеля и четырех колонн (рис. 29). После сборки станины все ее элементы при помощи навивки предварительно напряженной проволочной арматуры объединяются в единую пространственную раму. В некоторых железобетонных конструкциях машин предварительно напряженная арматура выполняет роль анкеровки металлических закладных частей в бетоне, так как при анкеровке ненапряженной арматурой иногда невозможно достигнуть требуемой жесткости анкеровки. Это наблюдается в конструкциях,воспринимающих нагрузки типа импульса (шаботы), где мгновенное приложение нагрузки (удар) к металлической закладной плите вызывает большие отрывающие усилия (рис. 30). Для равномерного распределения усилия обжатия, передаваемого на бетон от предварительно напряженной арматуры, под анкерами устанавливают металлическую плиту. Нередко в железо-60 ![]() Рис. 29. Станина пресса ТЖ-600 бетонных конструкциях машин эта металлическая плита является рабочей или привалочной поверхностью. Поэтому анкеровка предварительно напряженной арматуры в таком случае имеет свои особенности. Если железобетонная деталь имеет металлические закладные части на противоположных гранях, то анкеровать предварительно напряженную арматуру можно образованием ![]() ![]() Рис. 30. Анкеровка металлической закладной детали предварительно напряженной арматурой Рис. 31. Конструктивное решение анкеровки закладной детали планшайбы карусельного станка диаметром 8000 мм: I -планка; 2. 5-закладная деталь; 3 - арматура; 4 - каналообразо-ватель ниши В одном из металлических листов. К другому листу стержень приваривают, еоли это стержневая арматура. В случае пучковой арматуры ниши делают в обоих закладных частях, а поверх ниши крепят металлический лист. Размеры ниши обусловливаются размерами анкеров. ![]() а) 6] 6] Рис. 32. Размещение анкерных устройств На рис. 31 показана анкеровка предварительно напряженной арматуры планшайбы карусельного станка 0 8000 лш, выполненной СКБ-4 (г. Коломна). В деталях, условия эксплуатации которых позволяют располагать анкеры на ее поверхности, анкеровку преднапряженной арматуры можно выполнять снаружи, как показано на рис. 32, а. Если во время эксплуатации анкеры и преднапряженная арматура могут получить повреждение, то в этих случаях анкеры ограждают защитным кожухом (рис. 32, в). Анкеры преднапряженной арматуры в конструкциях, где их возвышение над поверхностью недопустимо, могут располагаться в нишах (впотай), создаваемых металлическими закладными частями (рис. 32, б). На рис. 33 по- ![]() Рис. 33. Анкеровка предварительно напряженно11 арматуры в железобетонной поперечине карусельного станка: / - стакан; 2 - винт; 3 - фланец; 4 - шайба; 5 - труба казаны анкеровка предварительно напряженной арматуры поперечины карусельного станка 0 8000 мм. Конструирование арматурных элементов, типы анкеров и захватных приспособлений, расположение арматуры в конструкциях и многие другие вопросы конструирования рассмотрены в специальной литературе и обусловлены указаниями СН и П [37]. ГЛАВА III ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ТИПОВ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ДЕТАЛЕЙ МАШИН РАМА РОЛЬГАНГА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРИВОДОМ Конструкция железобетонной рамы рольганга разработана НИИПТМАШем для листопрокатного стана 2800. Она представляет собой замкнутую прямоугольную в плане рамную конструкцию, образованную двумя тумбами и продольными балками ![]()
![]() Рис. 34. Железобетонная рама рольганга с индивидуальным приводом рамной конструкции: i I "7 плрскче продольные каркасы балок рамы; 5, - плоские каркасы тумб рамы: 4, 5, 9, to - металлические сварные закладные части в раме; 6 - скрытые монтажные петли; 7, 8 плоские сварные сетки (рис. 34). Для установки и крепления корпусов подшипников и редуктора привода ролика предусмотрены верхние металлические опорные площадки 4, 5, 9, 10. Металлические трубы 4 приварены к верхним металлическим площадкам /, 5 и нижним опорным платикам 2. Трубы служат для пропуска анкерных болтов, которыми рама крепится 0 1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 |